В квартирах двух харьковчан на самом видном и
почетном месте стоят настоящие колеса для луноходов. Изобретатели Юрий
Гирш и Илья Берман, которые в 60-х годах прошлого века работали в
Конструкторском бюро велостроения, создавали их своими руками. Над
сверхсекретным проектом Гирш и Берман трудились около десяти лет.
Удалось сделать 300 колес. В космос отправились лишь 16 — на
«Луноходе-1» в 1970 году и на «Луноходе-2» в 1973 году.
«Пришел спецзаказ из Ленинграда — придумать колеса
для космического аппарата. Естественно, что все сразу воодушевились.
Собирали колеса в отдельном помещении на территории велосипедного
завода. Все сотрудники работали в белых халатах и перчатках, мельчайшее
загрязнение на колесе протирали спиртом. Не должно быть на колесе
малейших отпечатков. Идеальная чистота — было главным условием работы», —
вспоминает главный конструктор проекта Юрий Гирш. Сначала 12 человек
пытались сделать гусеничные шасси, как у танка. Тогда ничего не было
известно о лунном грунте: то ли там песок, в который будут проваливаться
колеса, то ли скалистая поверхность. В процессе работы стало ясно, что
гусеничные шасси в безвоздушном пространстве не смогут работать, потому
что соединительные детали в вакууме «слипнутся». Потом разработали
другую конструкцию. Колесо, которое весит около трех килограммов, делали
из нескольких материалов — алюминия, титана и стали. «Титан можно
обрабатывать только в вакууме, поэтому готовые детали из него присылали
из Ленинграда, — вспоминает Юрий Гирш. — Уже в космосе возникла проблема
— стальные велосипедные спицы нашего производства образовывали
магнитное поле, которое создавало помехи в передаче информации с
лунохода на Землю. Нашим разработчикам усложнили задачу — в «Луноходе-2»
спицы для колес должны быть из титана. Но во время работы в Харькове
поняли, что титановая проволока не подходит: когда натягиваешь спицу,
она растягивается, как резина. Пришлось отказаться от этой идеи. Спицы
оставили стальные», — говорит изобретатель. Колеса из частей «складывал»
специальный антимагнитный титановый инструмент, который привезли из
Ленинграда. По словам Гирша, даже на самом заводе мало кто знал, что
кто-то среди них работает над сверхсекретным проектом. Колеса перевозили
в открытую в специальных ящиках. Только в Ленинграде, когда работа была
закончена, конструкторов встречали.
Каждое
колесо, по словам Юрия Гирша, выдерживало до полутонны. А у лунохода их
8, при этом вес аппаратов — 756 и 840 килограммов. «Мы в Харькове не
испытывали колеса на прочность, потому что были уверены в их
надежности», — утверждает Юрий Гирш. Испытывали же луноходы с
харьковскими колесами на сверхсекретных полигонах — «лунодромах»: на
Камчатке, в Ленинграде и Крыму. «Представьте себе огромный стадион — так
выглядел полигон для испытаний. Беговая дорожка покрыта различными
препятствиями: камни, бревна, песок. С их помощью имитировали
разнообразные профили поверхности Луны. Луноход все преодолел», —
вспоминает Гирш. За 300 лунных колес Юрий Гирш получил премию — 500
рублей. Кроме того, ему разрешили без очереди купить первую модель
«Жигулей», на которых он ездит до сих пор. Когда СССР свернул программу
освоения Луны, детали мертвым грузом лежали в Бюро велостроения. Спустя
30 лет им нашли применение. «Когда я уходил на пенсию, сделал два колеса
на память: себе и другу. У меня даже патент есть, что колесо
настоящее», — говорит Юрий Гирш.
ПАМЯТНИКИ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ — ЛУННЫЕ «ТАНКИ»
Впервые
в истории 17 ноября 1970 года на поверхность естественного спутника
Земли спустился советский луноход с харьковскими колесами, за которые
его прозвали «танком» и «трактором». Это был прорыв в изучении Луны.
Аппарат проработал более 300 суток — в три раза дольше, чем
планировалось. «Наши колеса ни разу не подвели на Луне», — с гордостью
говорит Илья Берман. Итоги работы впечатляющие: аппарат проехал 10 540
метров, передал на Землю около 25 000 снимков. Кстати, 11 декабря 1993
года «Луноход-1» вместе с посадочной ступенью станции «Луна-17» на
аукционе Sotheby’s купил за 68 500 долларов разработчик компьютерной
игры Lineage, сын американского астронавта Ричард Гэрриот. В специальном
каталоге указано: лот «покоится на поверхности Луны».
А уже через два с половиной года «Луноход-2» с такими
же колесами путешествовал по небесному телу. Спустился на лунный грунт
16 января 1973 года и проработал до 4 июня. Конструктивно этот аппарат
почти не отличался от первого. Весил 840 килограммов, за 115 суток
проехал по Луне 37 километров! Передал свыше 80 000 снимков лунной
поверхности.
Третий луноход планировали запустить в 1977 году. Но
вместо Луны он попал... в музей. «Предполагалось запустить на спутник
Земли пять луноходов с харьковскими колесами. Но космическую программу
по изучению Луны Советский Союз резко прикрыл», — рассказывает Илья
Берман. Умы советских ученых перебросили на изучение Марса.
ПОДАРОК К 8 МАРТА
Если посмотреть на Луну в очень
хороший телескоп, на ее поверхности можно увидеть знак бесконечности.
На самом деле это цифра 8. Необычный подарок в 1971 году решил сделать
экипаж «Лунохода-1» для прекрасной половины СССР к Всемирному женскому
дню. Водитель аппарата рассчитал траекторию и вывел луноходом
десятиметровую восьмерку — от наших колес остался след на лунном грунте.
Наказывать экипаж за нарушение дисциплины советское начальство не
стало: аппарат уже выполнил запланированную программу, да и другого
экипажа не было. Советские женщины так и не узнали об этом подвиге:
информацию рассекретили только в 2005 году.
В 1966 году за три дня харьковские изобретатели
создали окончательный вариант конструкции колеса. «Я помню тот
сентябрьский день как сейчас. Сидел в кабинете, ко мне зашел
ленинградский куратор Михаил Шварцбург и говорит: «Мы знаем, какой грунт
на Луне, бур слетал и привез его». В течение трех дней мы сделали
колеса той конструкции, которая позже полетит в космос», — вспоминает
Илья Берман. Хотя официально лунный грунт был доставлен на Землю 24
сентября 1970 года. Но как, например, могли советские ученые запустить в
1969 году ракету-носитель «Протон» с первым в мире луноходом на борту,
не зная при этом качество лунного грунта? В борьбе СССР и США за
первенство освоения космоса дату появления лунного грунта на Земле
просто засекретили.